В индустриальном обществе главенствует Конвейер. Его порождения наполняют наши дома, начиная от вешалки у входной двери и заканчивая сыром в холодильнике. Впрочем, знатоки говорят, что продукт, продающийся под таким названием в маркетах, назвать сыром нельзя… Неудивительно, что всё называемое «ручной работой», носящее на себе отпечаток личности мастера, столь ценится в наше время. К подобным мастерам можно отнести и Владимира Борева, фермера и сыродела из деревни Масловка.

FA3 5672 min

- Владимир Юрьевич, вы профессиональный журналист. Как же получилось, что вы занялись фермерством и, в частности, производством на липецкой земле сыров по французским технологиям?

- Началось всё с осознания, что ЕДА, продающаяся в российских магазинах, состоит из множества добавок «Е», которым мы говорим «ДА!» Многие из них вызывают серьезные заболевания. Но кроме такой еды существует ещё «пища богов», которой раньше питались все крестьяне, - натуральные продукты. Осознание этого привело меня к тому, что свою пищу нужно производить самому. И я завёл ферму, сначала в Подмосковье, а последние пять лет в Липецкой области, где из молока, которое дают мои коровы и козы, делаю сыр по французской технологии.

- В чем неповторимость производимого в Масловке сыра?

- Он уникален. В России традиционно сыр варят при высоких температурах. А молоко, как учили нас наставники - французские фермеры - такое же живое, как и мёд. Все знают: мёд не только нельзя кипятить, но даже и добавлять в горячий чай, потому что всё ценное в кипятке погибает. То же самое происходит и с молоком, только это малоизвестно. Кипятя его, мы убиваем не только целебные свойства растений, содержащиеся в нём, но и лактобактерии. А без них человек не может быть здоров. Нужно пить сырое, некипячёное фермерское молоко или есть сыр, приготовленный без кипячения.

- Ваш сыр делается по авторским французским технологиям?

- Да, это живая традиция, идущая из глубины веков: рецептуре 400 лет. Мы восприняли её от наших учителей, фермеров Николь и Жиль де Вуж. Они передали нам все свои секреты сыроделия. Там масса премудростей и много волшебства. По сути, мы занимается трансформацией: из чудесной чернозёмной липецкой земли растут целебные травы, они превращаются в молоко, оно - в сыр, а тот - в наше здоровье. У нас здесь родилось несколько лозунгов: «Сыр - это, прежде всего, сырье!», «Сыр - от слова «сырой!» и «Мать сЫра – земля!»

- Сколько человек у вас работает? Планируете ли расширять производство?

- Мы - маленькое хозяйство, базирующееся на продуктах, производимых одним стадом в 30 коз и 10 коров. И наша задача не расти, а оставаться маленькими, производя эксклюзивный продукт, сохраняя высочайшее качество. Несколько человек работают на ферме, и три заняты на производстве сыра. И всё-таки наш сыр известен, популярен и востребован! - Расскажите подробнее о месте, где ваше хозяйство базируется. - С деревней нам очень повезло: само её название очень подходящее, вкусное! Мы шутим, что катаемся здесь, как сыр в Масловке! Мы нашли и отреставрировали несколько старых подвалов XIX века, со сводчатыми потолками, выложенных « на сухую». Именно подвальное вызревание сыров принесло нам во Франции большое признание. Члены Французской Гильдии сыроделов признали, что наш сыр не хуже, а иногда и лучше французских аналогов. Сегодня во Франции популярны пластиковые комнаты для созревания сыра, где работают кондиционеры, и соблюдается специальный температурный режим, однако сыр тоже получается немножко «пластиковый». Когда мы демонстрировали свой сыр французским экспертам, кому-то из них попалась песчинка, захрустевшая на зубах, и это вызвало бурный восторг. Аутентичность в современном мире дорогого стоит!

- Где можно купить сыр из Масловки?

- Самый важный канал его распространения - мы его сами едим! Кормим семью, угощаем друзей и родственников. И демонстрируем на различных ярмарках, дегустациях. Уже традиционно представляем наш сыр во французском посольстве на День взятия Бастилии. Конечно, есть сеть фермерских лавочек, которые продают только фермерские натуральные продукты, в том числе и в Москве, в магазине на Полянке.

- Каким вы видите свое предприятие в перспективе?

- Точно таким же, как сейчас! Наша задача - не наращивать количество продукции и темпы производства, а оставаться такими, какими были фермеры испокон: небольшое стадо, небольшие объемы, зато - высочайшее качество. Знаменитые живые сыры часто названы по имени деревень (например, Камамбер - название деревушки в Нормандии). Или носят имя производителя, что гарантирует высочайшее качество. Мы недавно зарегистрировали торговую марку BeauRêve («БоРев»). По-французски это «Прекрасная мечта», а по-русски - моя фамилия. В 2016 году мы ездили во Францию, в резиденцию российского посла, и там представляли наш сыр французским сенаторам и сыроделам. Там нас и приняли в Гильдию французских сыроделов-ремесленников. Это был единственный за 400 лет её существования прецедент, когда туда вступили иностранцы! Большая честь, и мы полностью следуем всем пунктам устава Гильдии. А традиции диктуют, что нужно оставаться маленькими, качественными и аутентичными. Наша задача - и через 15 лет оставаться такими, какими были сыроделы 400 лет назад.

Поиск