Сто лет назад вышла в свет книга этнографа, художницы, дочери знаменитого путешественника Семёнова- Тян- Шанского Ольги Петровны  Семёновой «Жизнь «Ивана»: очерки из быта крестьян одной из чернозёмных губерний», которая многие годы изучала жизнь и быт крестьян Данковского уезда Рязанской губернии, проживая в имении отца, деревне Гремячке (ныне Рязанская область). Она записывала обряды, собирала фольклор, предметы старины, и эти этнографические наблюдения впоследствии легли в основу книги, которая была издана уже после её смерти в 1914 году, в Петербурге.

   С годом выхода из печати «Жизни «Ивана» не повезло. Вскоре разразилась Первая мировая война, и книга мало кем, кроме специалистов, была замечена, а после революции 1917 года об О.П.Семёновой-Тян-Шанской  и её труде надолго забыли. Но затем в 1995 году в Рязани, а в 2010 году в Москве, в издательстве «Ломоносовъ» книга была переиздана.

В предисловии к современному изданию этой книги приводятся очень интересные мысли: «…Из этой книги читатель узнает об исчезнувшейстране и исчезнувшем народе, который, подобномифическим атлантам, в краткий - с точкизрения мировой истории - миг исчез, словнои не существовал никогда.Эта страна- крестьянская Россия. Революционная пучинапоглотила ее почти без следа - маленькие сохранившиеся надокеанской гладью островки не в счет.Населявший ее народ, как и всякий народ на земле, был уникален.Его традиции и обычаи формировались веками и, казалось,укоренены столь глубоко, что выкорчевать их невозможно.Но так только казалось - большевистский эксперимент,поставленный над крестьянством, за несколько десятилетийразрушил самобытную культуру русской деревни.Она была ни хороша, ни плоха - культура не может бытьхорошей или плохой, - но другой такой не было. И вероятно,уже не будет.Насилие, совершенное над культурой в прошлом, жестокоотозвалось в будущем. Современный житель русской деревни,за малым исключением, - это Иван, не помнящий родства.Он плохо знает свои корни, поверхностно знаком с бытомсвоих предков, порой не понимает, и оттого весьма вольнотрактует сохранившиеся обычаи. Всего этого уже не вернуть,прерванную связь времен в естественном ее виде восстановитьвряд ли возможно.Но вот знать, как жили предки, о чем думали, к чему стремились,современному человеку необходимо - хотя бы для того,чтобы в наш век формальной религиозности обрести пониманиесмысла собственного существования, которое ко многимприходит через осознание своего места в череде поколений».

 Крестьянин с детьми. Рязанская губерния 1910 год.

 крестьянин

 На одном из Интернет- сайтов так говорится о судьбе русской деревни: «Печальна участь русской деревни. Только за последние 20 лет страна лишилась более 20 тысяч сёл и деревень. Кругом запустение, осколки былых деревень, а на их месте – лопухи, да лебеда, да крапива. И кладбища забыты, некому поминать своих родных. Некоторые деревни стали дном морским. «Родина безлюдная моя!» – восклицает поэт. Тяжело пережить разруху деревни. Поэты в своих стихах утверждают, что человек должен жить на природе, что без малой родины нет большой, что родом все из деревни. Часто вспоминается детство: перезвон весёлых сенокосов, родная речка, походы по грибы и ягоды, колокольный звон… Но всю кровушку выпил город, землю заполонили города. Безрадостен отъезд в них сбежавших из родных мест, всё равно они тянутся домой, на землю. «Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве» (цитируются строчки из стихотворения российского поэта Николая Мельникова,- прим. авторов) – деревня заслужила самого уважительного, самого внимательного отношения к себе, ведь она кормила и защищала страну».

 кремль

Крестьянская девушка в платке. Фото неизвестного автора, 1890-е годы

 девушка

Поэт Сергей Волков, проживающий в селе Ивановка Данковского района, в своём стихотворении о судьбах русской деревни написал такие проникновенные строки:

…Деревне нужно поклониться,                                                                                           

Отвесить ей поклон земной,                                                                                             

Ведь, право, можно прослезиться                                                                                          

Над горестной её судьбой.

В ком сердце укрепилось грустью,                                                                                 

И в ком душа не умерла,                                                                                                      

Подумай о деревне русской,                                                                                                        

Что она вынести смогла?

Писателю Андрею Платонову принадлежат слова: «Без меня народ не полный». Но и без самой малой деревни, села, посёлка, наша необъятная Россия- тоже будет неполной. В данной статье речь пойдёт о небольшой деревушке с красивым названием МасловкаДанковского района Липецкой области, расположенной на высоком правом берегу Дона, о её настоящем, и о её прошлом.

 карта

В «Липецкой Энциклопедии» (Липецк, 2000, редакторы- составители Шальнев Б.М. и Шахов В.В.) в статье о Масловкесообщается следующая информация: «МАСЛОВКА, деревня Бигильдинской сельской администрации Данковского района, на правом берегу р. Дон. В списке населённых мест 1859- деревня казённая и владельческая, 28 дворов, 295 жителей. По данным 1880 в ней имелся 21 двор, население – 166 человек. В начале 1932 года здесь проживало 250 человек. На 1 января 1997 года,  в деревне было  5 дворов и 5 жителей». (Том второй, стр. 328).

   А по данным Всероссийской переписи населения 2010 года в деревне проживало аж целых…. 2 человека. (Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Численность и размещение населения Липецкой области:Стат. сб./ Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Липецкой области. Липецк 2012.-72с.).

Казалось бы тенденция понятна и перспективы тоже- деревня обречена на вымирание. И была бы Масловка известна только своими живописными окрестностями на правом, крутом берегу «Батюшки Дона», загадочной и таинственной речушкой Паникой, впадающей в Дон аккурат возле окраины села, да расположенными поблизости знаменитыми «Дурными камнями», если бы не приглянулись эти места журналисту- международнику, искусствоведу и философу, настоящему любителю и знатоку французских сыров, русскому по духу, и французу по деловым качествам, Владимиру Юрьевичу Бореву. Так чтоМасловке повезло. И сейчас, без преувеличения, о ней знают не только в Липецкой области, но и далеко за её пределами, и даже за границей, например, во Франции. О Масловке много и охотно пишут корреспонденты различных газет и журналов, снимают фильмы и передачи. Даже знаменитый английский телеканал BBC снимает фильм, посвящённый столетию Октябрьской революции. Масловку выбрали в результате долгого и кропотливого анализа. Целый месяц шли переговоры с Владимиром Боревым, который организовал здесь кооператив "Сыр-Бор Масловка". Всё срослось и сошлось в одной точке - Масловка является классической русской фермой, где делают лучшие французские сыры, расположенной в живописной местности, где сама природа формирует особый уклад жизни человека.

борев

(Фото с сайта www. Масловка. РФ. В.Ю.Борев в своей усадьбе).

река

(Фото с сайта www. Масловка. РФ). (д. Масловка на берегу Дона, возле

автодороги.

река 3

Устье реки Паника. На горизонте- «Дурные камни).

картина

«Солнечная осень» (Сергей Михайлов). 

 

В работах Данковского самородка- художника Сергея Михайлова, уроженца соседнего с Масловкой села Бигильдино, предметами живописного изображения  выступают красивейшие уголки природы, предметы окружающей среды, деревенские сюжеты. Данная картина написана в окрестностях Масловки.

картина зима

«Зимнее утро на Дону» (С. Михайлов)

масловка

масловка дом 2

     (Фото с сайта www. Масловка. РФ. Усадьба Владимира Борева).

Что же мы знаем о прошлом деревни МасловкаДанковского уезда Рязанской губернии?

Данковская земля издавна была защитником южных границ государства Российского.  С 1708 года Данковские земли были включены в состав Елецкой провинции Азовской губернии. С 1778 года, на протяжении 150 лет, Данковский уезд входил в состав Рязанской губернии. Интересно, что Данковский район (уже не уезд), в первый период своего существования, сохранил свою территориальную принадлежность: он тоже входил в состав Рязанской, но уже не губернии, а области. Данковский район был образован 30 июля 1928 года в составе Центрально-Черноземной области и входил в состав Рязанской области. После образования в 1954 году Липецкой области район был включён в её состав.

         Рязанская губерния — административно-территориальная единица Российской империи и РСФСР в 1796—1929 годах. Административный центр — город Рязань.

герб

Герб  Рязанской губернии.Рязанская губерния  граничила на севере с Владимирской губернией, на юге и востоке с Тамбовской губернией, на западе с Тульской и Московской губерниями.

 

Герб Данкова утвержден 29 мая 1779 года вместе с другими гербами Рязанского наместничества:

данкова

"В верхней части щита, в золотом поле, часть герба Рязанского: серебряной мечь и ножны, положенные на крест, над ними зеленая шапка, какова на Князе в Наместническом гербе. В нижней части, в зеленом поле стоящая серебряная лошадь, означающая, что сей город лошадиными ярмарками знаменит".

 проект

В 1862 году составлен проект герба Данкова: В зеленом щите серебряный конь. В вольной части герб Рязанской губернии. Щит увенчан серебряной стенчатой короной и окружён золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой.

По материалам геральдического архива В.Маркова, рисунок подготовлен для "Геральдикума" Ю.Калинкиным.

 45

Герб Данковского района утверждён решением Данковского районного Совета депутатов от 25 марта 2005 года №209. Герб внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под №1869. Геральдическое описание и обоснование символики герба Данковского района:

"3.1. Геральдическое описание герба Данковского района гласит:
"В зелёном поле с правым волнистым червлёным краем, обременённым серебряным мечом остриём вниз и поверх него круглый щит (тарч), стоящая лошадь того же металла".
3.2. Герб Данковского района, в соответствии с Законом Липецкой области от 21.07.2003 № 60-ОЗ "О гербе и флаге Липецкой области", может воспроизводиться в двух равнодопустимых версиях:
- с вольной частью - четырёхугольником, примыкающим изнутри к верхнему краю герба Данковского района с воспроизведёнными в нем фигурами из гербового щита области;
- без вольной части.
3.3. Обоснование символики герба Данковского района.
За основу герба муниципального образования "Данковский район" взят исторический герб города Данькова Рязанской губернии, утвержденный 29 мая 1779 года, подлинное описание которого гласит: "Въ верхней части щита, възолотомъполъ, часть герба Рязанскаго: серебряной мечъ и ножны, положенные на крестъ, надъ ними зеленая шапка, какова на КнязъвъНаместническомъгербъ. Въ нижней части, възеленомъполъ стоящая серебряная лошадь, означающая, что сей городъ лошадиными ярмарками знаменитъ"?.
Данковская земля много веков играет особую роль в воинской истории России. Неподалёку находится Куликово Поле, в битве на котором участвовали местные воины. До XVII столетия Данковская крепость была важнейшим стратегическим объектом на южной границе государства. При Петре Великом, когда границы отодвинулись дальше на юг, местные жители активно участвовали в строительстве военно-морского флота. А в годы Великой Отечест-венной войны в Данкове формировался 131-й отдельный мотопонтонный мостовой батальон, который прошёл героический путь от Данкова до Берлина.
Славное боевое прошлое Данковского района отражено в гербе мечом и тарчем (круглым щитом) - символами воинской доблести, достоинства, защиты и покровительства.
Волнистое деление щита аллегорически указывает на расположение района на одной из великих русских рек - Доне, имя которого носит район.
Серебро в геральдике - символ чистоты, мудрости, благородства и мира.
Зеленый цвет - символ природы, весны, радости, надежды, а также символ здоровья.
Червлёный (красный) цвет символизирует мужество, труд, красоту, праздник.

Старинные топографические карты Данковского уезда конца XIX века.

 карта2карта2

 

В Рязанских архивах сохранился интересный документ, датируемый тем же периодом:

книга

книга2

  Здесь необходимо пояснение. Четвертными крестьянами называется разряд бывших государственных крестьян, до реформы 1866 г. официально именовавшихся однодворцами. Разряд однодворцев образовался из служилых людей, детей боярских и, преимущественно, низших разрядов — казаков, стрельцов, рейтаров, драгун, солдат, копейщиков, пушкарей, затинщиков, воротников и засечных сторожей, селившихся в XVI и XVII вв. на восточной и на южной границах Московского государства, для защиты его от ногайских и крымских татар. Служилые люди низших разрядов в Московском государстве получали денежное жалованье и корм натурой; поместья же за службу отводились дворянам и детям боярским; но так как доставлять продовольствие натурой для значительного войска, оберегавшего юго-восточную границу, было затруднительно, и наемные служилые люди, не заинтересованные лично в охране границ, исполняли сторожевые и другие службы небрежно, то правительство пришло к мысли давать землю для содержания не только высших, но и низших служилых людей, назначаемых для охраны границы, и отводить ее им близ последней.

На государственных крестьян приходилась 1/3 населения Рязанской губернии. Они вели хозяйство на тех 2/7 земельных угодий губернии, которые принадлежали казне и обязаны были нести повинности не в пользу помещиков, а в пользу государства. Они проживали в 238 селах и 339 деревнях. Как правило, казенные селения были в два раза больше помещичьих (в среднем по 575 и 295 душ жителей). Размещалась эта группа населения по территории губернии неравномерно. «В Скопинском уезде они составляли 2/3 жителей». В остальных 11 уездах их было меньше, чем крепостных. Самой маленькой их доля была в составе населения Касимовского уезда. Государственные крестьяне обладали большей экономической самостоятельностью и жили более зажиточно, чем помещичьи. Например, «казенные крестьяне» за 20 лет (1839—1859) из 41 тыс. курных изб более 13 тыс. переделали в «белые».

Государственные крестьяне были собирательным названием для разных групп сельского населения. В Рязанском крае самой крупной из них были «экономические» крестьяне, численность которых доходила до 160 тыс. человек. Ранее они принадлежали монастырям. В 1764 г. Екатерина II объявила о секуляризации монастырских владений и они перешли в собственность государства.

В состав государственных крестьян входило и около 100 тыс. однодворцев, проживающих в губернии. Это были остатки бывшего военно-служилого населения Засечной черты. Они проживали на территории семи уездов (Раненбургском, Данковском, Ряжском, Сапожковском, Скопинском, Касимовском, Михайловском). Половина однодворцев губернии проживала в Раненбургском уезде. Потомками военно-служилого населения допетровской эпохи также были пашенные солдаты, засечные сторожа, казенные кузнецы, численность которых доходила до 44 тыс. человек.

 книга 3

книга44

Т.е., как мы видим, в Долговской волости Данковского уезда Рязанской губернии в конце XIX века (а именно, в 1882 году) существовало две Масловки: под № 1 «Масловка, вольные хлебопашцы», и под № 3 «Масловка, БугровкатожЪ».

   Но территориально они представляют одну деревню, расположенную между сёлами Бигильдино и Никольское по правому берегу Дона. Та из них, которая «Масловка, БугровкатожЪ», располагалась ближе к Никольскому.

 фото2

В архивах РГИА- Российского государственного исторического архива, крупнейшего архива в Европе и одного из крупнейших в мире, сохранился интереснейший документ — «Прошение» крестьян д. МасловкиДанковского уезда Рязанской губернии во II Государствен­ную думу, датированный 12 апреля 1907 г. «С изданием во времямеждудумья закона о признании земельных наделов частною собственностью казалось бы надельные земли переделу по наличным душам уже подлежать не должны, а должны оставаться соб­ственностью тех домохозяев, какие владели этими землями до издания закона, не допускающего переделов земли по наличным душам. Но в дей­ствительности в нашем обществе явление совершенно обратное, потому что в нашем обществе по приговору от 23 октября истекшего 1906 года, утвержденному Данковским судом и Рязанским губернским присутстви­ем,  надельная земля в настоящее время уже переделена по наличным душам. Обжаловав приговор уездному суду и губернскому присутствию, мы удовлетворения не получили. Вот над нами сбываются неопровер­жимые слова, сказанные с думской кафедры господином Алексинским «грызитесь и деритесь, сколько влезет». Но мы, как обиженные, грызьсяне желаем, а считаем передел этот незаконным. Потому что а) согласных на передел 23 домохозяина, а несогласных 12, т.е. нет 2/3 на согласие; б) в числе согласных есть такие, которым незаконно даны лишние на­делы, так, например: Василию Голивову следует один надел, выделено два надела, Ивану Лукьянову след. 1 выд. 2, Семену Баклашкину — 5-6, Василию Поперному след. 1 выд. 1/2, Федору Лукьянову 1-1/2, Федору Голикову 4-5, Григорию Новикову 3-4, Дмитрию Кулову 5-6. — Это вопиющая несправедливость — переделяя землю по наличным мужского пола душам и прибавляя тем, которые по малочисленности семейства такой острой нужды не имеют. Так, например: я, малоимущая Авдо­тья Понфилова, вдова, имею одного сына 16 лет и четырех девочек в возрасте от 7 до 16 лет. На шесть душ едаков получила один надел. Спрашивается, чем стану существовать, средств нет, а какая была земля, ее у меня отняли.

Обращаемся к избранникам народа войти в наше безвыходное поло­жение, а также в устранение подобных случаев в других местах, передел пара в нашем обществе, впредь до решения Государственною Думою зе­мельного вопроса в форме закона, приостановить, а переделенное яровое поле приказать владеть по старому.

Как будет решен земельный вопрос представителями народа, мы, крестьяне, примем изданный закон с радостью и тогда уже безусловно подчинимся ему, противоречить не будем, хотя бы для блага других пришлось жертвовать собственностью, потому что мы примем закон, как голос всего русского народа, а там, где голос народа, то там значит голос самого Бога!

Какое именно направление примет наше прошение, просим не от­казать поставить нас в известность.

Копию приговора 23 октября представляем».

Апреля 12 дня 1907 года. Следует 14 подписей. РГИА. Ф. 1278(2). On. I. 1907. Д. 759. ЛЛ. 173-174. Рукописный подлинник.

 фото3

 Ходок в Государственную     Думу от крестьян Рязанской губернии

 Земля Данковская богата талантами. Вот и в соседних с Масловкой сёлах родилось много знаменитостей. Со 2 марта 1857 года вёл службу в церкви «Богоявление Христово» села Бигильдино священник Александр Кочуров. 13 июля 1871 года у него родился сын- в будущем протоиерей Иоанн Кочуров, погибший мученической смертью сто лет назад, в 1917 году, и впоследствии, в 1993 году решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви причисленный к лику священномучеников.

   7 августа того же, 1871 года, в семье учителя математики школы села Бигильдино Николая Никитовича Запольского родилась дочь Любовь. В 1887 году она окончила Петровскую женскую гимназию с золотой медалью, а затем также с золотой медалью педагогические женские курсы. В 1895 году становится вольнослушательницей Геттингенского университета Германии, затем успешно защищает диссертацию и становится доктором философии Геттингенского университета, магистром чистой математики Московского университета.

В селе Бигильдино родились заслуженная артистка РСФСР, педагог- балетмейстер школы- студии имени Немировича- Данченко Лариса Борисова Дмитриевна, успешно выступавшая на сцене Большого театра, педагог, учёный, автор более 30 научных работ Борис Алексеевич Тутыхин, заслуженный учитель России Александра Ивановна Чиликина, и многие другие известные люди, прославлявшие своим трудом и всей своей жизнью и малую Родину, и Россию в целом.

   В соседних Требунках родился Герой Советского Союза, лётчик, генерал- майор Вишняков Иван Алексеевич, а в Никольском- участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, бесстрашный пулемётчик Алексей Никанорович Захаров.

   Также родом из села Никольское и Сергей Николаевич Дегтерёв, неутомимый краевед, автор многих книг по истории родного края, к сожалению, ныне покойный. В частности, много интересного о прошлом Никольского, Бигильдино, Масловки, и других окрестных сёл, он изложил в своих книгах «Доломит и Данков» (Липецк, ГУП «ИГ ИНФОЛ», 2002- 192 стр.) и «По Тихому Дону- от деревни Бегичево до села Перехваль» (Спб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2004.- 152 стр.), написанной совместно с одним из авторов данной статьи Малюковым Иваном Фёдоровичем.

Но это уже тема другого разговора….

фото4

Один из вариантов памятника деревне (Плуг из коллекции Владимира Борева).

 картина2

«Пробуждение в завтрашний день» (С. Михайлов)

Уже цитировавшееся стихотворение Сергея Волкова «Поклонитесь деревне» завершается следующими четверостишиями:

  … И сквозь невидимые слёзы

Деревня смотрит в новый век,

Шумят листвой её берёзы,

И время убыстряет бег.

          И над деревнею глумиться

          В рассудке здравом кто бы стал,

          Деревне нужно поклониться,

          Её взнести на пьедестал.

И преклонить пред ней колени,

Сказать ей добрые слова…

Спасибо, милая деревня,

За то, что ты ещё жива.

         За то, что город ты кормила,

         За всё твоё в твоей судьбе,

         Что ты себе не изменила,

         Деревня, кланяюсь тебе.

И попросить ещё прощенья

За всё, за всё и поскорей…

И с поздним вздохом сожаленья

Всем в ножки поклониться б ей…

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ…

Иван Малюков,Павел Усов- краеведы г. Данкова, члены Союза журналистов    Российской Федерации

 Ум

Адреса и телефоны для связи:

Усов Павел Иванович- usoff.pawel2014@yandex.ru

Тел. 8 960 148 80 42- Усов П.И.;

8 915 554 54 79 – Малюков Иван Фёдорович

Поклонитесь деревне-2

Совсем недавно, 21 октября 2017 года, в Данковском районе широко отметили  120- летний юбилей со дня рождения писателя- земляка Василия Дмитриевича Ряховского. Родился Василий Дмитриевич в селе Перехваль  Данковского уезда Рязанской губернии в 1897 году. Он любил этот прекрасный уголок Рязанщины, окаймлённый с востока Доном-батюшкой, с севера – милой родниковой Перехвалкой, давшей название селу, а с юго-запада – Градским логом, когда-то защищавшим древний город Романцев,   упоминаемый в документах за 1483 год. ryakhov
 В автобиографии В. Д. Ряховский писал: «Родина моя – степной   уголок Рязанской губернии, село Перехваль бывшего Данковского   уезда. Глухое, тёмное и славится больше не именитыми выходцами,   а ворами. Отец мой - крестьянин, выбивавшийся все годы в писаря.   И был им, отчего я с раннего детства прирос к знаменитейшему   оружию человеческой мысли, перу». 

  Любил он Перехваль, мысли о селе не давали ему покоя, заставляли   описывать родные места в произведениях. В романе «Дворики»   Василий Дмитриевич пишет: «Встало перед глазами пёстрое   праздничное утро: шли люди широким выгоном в церковь; из-за   бугра, поросшего густым низким дубняком, плыл редкий звон, и   казалось, звонило небо, солнце, от звона шалела рыба и гуртом шла   в бредень. Вот прошли цветной толпой девки, блестя бусами и   огнисто отливающими лентами». 

    Василий Дмитриевич стремился сохранить прекрасную   перехвальскую речь и тревожился из-за того, что перехвальский   говор стал забываться. В одном из писем он пишет: «Перечитывая   

 

Писатель В.Д.Ряховский

«Тихий Дон», я вновь думал о своём старом намерении, о составлении словаря чудесного перехвальского говора, который стал ныне забываться и со временем будет вытеснен навсегда…  близость наших предков к донскому казачеству. В этом я особенно убедился, читая Шолохова». 
     Нет, не забылся прекрасный перехвальский говор. Наоборот, он стал достоянием всей великой России. И сделал его этим достоянием наш земляк-писатель В. Д. Ряховский в своих произведениях. Путь Ряховского в литературу был подобен пути многих талантливых людей из народа. За 28 лет работы им было написано немало. Это замечательные романы: «Дворики» - о жизни русской деревни в начале XX века, «С гор потоки» - о начальном периоде колхозной жизни в средней полосе России.

    В романе «Восстание», Василий Ряховский описывает события, которые происходили на территории Долговской волости Данковского уезда (к этой же волости, напомним относилась и Масловка). В романе нашли отражение события Голицынского восстания рязанских крестьян в Стрешневской вотчине, которое вспыхивало дважды в 1847 и 1850 годах. В отечественной литературе он стал единственным произведением об этих событиях, и уже поэтому представляет определённый познавательный и научный интерес. Действие романа разворачивается таким образом, что читатель сталкивается с целым рядом конкретных исторических лиц. Это прежде всего владелец Стрешневской вотчины граф Остерман-Толстой, герой Отечественной войны 1812 года, и владелец соседней вотчины - сенатор Степан Дмитриевич Нечаев.     Богатый граф Остерман-Толстой жил заграницей, мало интересовался своей вотчиной, крепостные у графа были на оброке, начальство выбиралось самими мужиками. Мужики в Стрешневе жили значительно вольготней, ходили в отход на заработки с лошадьми, у них в кошелях водились деньжонки, бабы щеголяли в цветных платках.                                                                                                           

       После смерти графа, рязанские вотчины Остермана-Толстого отошли князю Голицыну. Новый управляющий назначил новых старост и десятских. Старший приказчик Ююкин ненавидел мужиков лютой ненавистью лакея, получающего кусок хлеба из барских рук. Потому с первого шага избрал непреклонную безжалостность основным правилом поведения. У крестьян отобрали лучшие земли, даже земли, засеянные с осени, а им выделили участки на пастбищах и неудобьях. Мужики, женщины и дети работали на помещика, на работу на своих участках не оставалось ни сил, ни времени. А новые начальники свирепствовали, часто без причины пускали в ход плетки и кулаки. Так работающую на току беременную женщину, десятский избил до полусмерти, в тот же день у Афимьи родился мертвый ребенок. При обращении в суд не помогло медицинское заключение, десятник не был наказан. 

    Доведенные до нищеты, постоянно истязаемые и унижаемые люди еще верили в закон. Обращались с прошениями к губернатору, приехавшему князю, даже странника Тимофея отправили к царю- батюшке. Ходоков бросили в тюрьмы, губернатор Рязани отправил войска из Ряжска и Пронска усмирять крестьян. Это было даже не восстание, просто в ответ на нежелание князя прислушаться к их просьбам, крепостные перестали выходить на барскую работу. Мужиков, каждого десятого по счету, пороли розгами до беспамятства, так, что кожа лентами отваливалась со спины. Зачинщиков судили, заклеймили и сослали в Сибирь.   

    Через 3 года восстание вспыхнуло вновь. За эти годы словно буря опустошения прошла по волости: там, где некогда стояли многолетние скирды хлеба, теперь пустые гумна. В домах всю ночь светились огни: бабы и подростки-девочки ткали, пряли и вязали кружева, выполняя урок конторы. Мужики месяцами пропадали в барских имениях. От былой независимости и размаха в мужиках не осталось и следа. Пользуясь безнаказанностью, приказчик и его приспешники совсем распоясались, пороли мужиков, сажали в тюрьму, отдавали в солдаты, насиловали женщин. В вотчинной конторе не переводились розги и им каждый день находили применение. Ююкин, облегчая работу конюхов, для наказания крепостных завел цепной стул и рогатку.    

    Но все чаще в вотчине стали происходить шалости: в Колодезях подожгли барскую ригу, в Александровке избили вотчинского нарядчика... Такие события стали происходить и в соседних вотчинах. Последней каплей стал случай, когда в праздник Николы в церковь прибежала, спасаясь от насилия приказчика, простоволосая, в разорванной рубахе Агафья Лихачева с криком, что убивают ее свекра.   

    Этот день был полон разрушения, своеволия, о котором так тосковал народ. Ююкина били все, каждый считал своим долгом хоть раз ударить этого человека. С барских амбаров сбили замки. Колодезные, Каратаевские, а заодно и крестьяне других вотчин насыпали хлеб и везли домой. От всей волости избрали свое начальство. Конторские дела сожгли, чтобы скрыть грабеж, записи долгов и взысканий, которые вел Ююкин. Ночью пожары вспыхнули в имении Нечаевых, в Хитрово.

    На усмирение крепостных опять были присланы войска. В этот раз войска встречали пустые дома деревень. Жители, забрав с собой скот, провиант, ушли в бега, рассеялись по селам всего уезда. Прошло лето, болела крестьянская душа о своем хозяйстве, пришло время убирать хлеб. Мужики стали возвращаться в свои деревни. Опять пороли, зачинщиков судили, клеймили и в Сибирь. Вслед за ними отправили и их семьи. Главного зачинщика фельдшера Якова Шишкова в Москве сдал властям голицынский кучер Лукашка - за поимку Шишкова княжеская контора обещала награду в 25 рублей. Яков от побоев скончался в Данковской тюрьме. так закончилось восстание крепостных крестьян в Данковском уезде.

     3 марта (19 февраля по ст. ст.) 1861 года – Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права. За эту реформу Александра II стали называть царем Освободителем.

       Написал Василий Дмитриевич Ряховский также исторические повести «Родная сторона» и «Евпатий Коловрат». В последней писатель показал борьбу наших предков против татарского нашествия. В ней просматривается патриотический подвиг русских воинов. Евпатий Коловрат изображен самоотверженным защитником родной земли. На материале этой повести воспитывалось не одно поколение русского народа, она включена в учебники по литературе.                     
    Произведения В. Д. Ряховского дают богатейший материал для познания нашего края. За небольшим исключением, они посвящены той части Рязанщины, которая ныне входит в состав Липецкой области. В названиях предметов крестьянского обихода и особенностей быта земляков писателя, описанных в его произведениях, ярко отразились многие предметы жизни
этого края.kolovrat

 

И даже когда Ряховский «отправлял» своих героев в иные части страны, он сохранял за ними признаки своих земляков и родственников. В произведениях писателя немало знакомых липчанам географических названий: Елец, Задонск, Данков, Доброе. Любя родной край, земляков, В. Д. Ряховский всю свою творческую жизнь стремился исследовать характер русского крестьянина-рязанца, именно того человека, который был душевно близок писателю – уроженцу центральной части России. 

 kniga

 6 книга журнала «Октябрь» за июнь 1941 года, в которой В.Д.Ряховский поместил письмо Максима Горького.

На долю В. Д. Ряховского выпало счастье быть учеником А. М. Горького, испытать его чуткую заботу. В 1925 году Алексей Максимович писал ему: «Перо у вас мягкое, сердце должно быть тоже хорошее, доброе. Очень приятно отметить, что вы, видимо, не любите останавливаться на темных сторонах жизни».

kniga1

  В 1933 году Ряховский решает написать историю родного села Перехваль. О своём замысле он сообщает А. М. Горькому и через некоторое время получает ответ великого писателя: «Уважаемый Ряховский, намерение ваше написать биографию, т. е. историю села Перехваль, горячо приветствую… А для создания такой истории вам, на мой взгляд, не следует останавливаться исключительно на материале села Перехваль, но необходимо расширить материал. Вначале вы должны дать очерк возникновения поселения на границе степной полосы, мотивы и условия возникновения». Следуя советам Горького, Василий Дмитриевич пишет повесть «Родная сторона», посвящённую историческому прошлому нашего края. 
    В годы Великой Отечественной войны Василий Дмитриевич был военным корреспондентом газет Черноморского флота. В это время он пишет сборник рассказов «Возрождение», в основу которого легли наблюдения писателя.  Демобилизовавшись, он создаёт роман о сельской интеллигенции. Эту работу в 1951 году прервала смерть. 
 Лучшие произведения Ряховского до сих пор привлекают внимание
читателей, обогащают наши знания о нелёгком, но неустанном движении человека к счастью, добываемому борьбой и трудом.

kniga2

   В письме молодому писателю Алексей Максимович Горький рекомендует использовать в своей работе о деревне упоминавшуюся нами книгу дочери Петра Семёновича Тянь- Шаньского Ольги «Жизнь Ивана». Приведём некоторые выдержки из неё.

 

Имущественное состояние Степана- отца Ивана, когда у него родился третий сын Иван.

    Степан мужик среднего достатка, родился во времена крепостного права. Третий сын его родился через год или два после реформы. Три лошади (из них одна-стригун*), пятнадцать овец, одна корова и одна телка, свинья.

    Изба деревянная в три окна, сенца, двор, амбарчик, рига. Две телеги, две сохи, одна борона, две дуги, две сбруи, две косы, два веретья**, сани, топор, две лопаты, два цепа, сечка для капусты, четыре чугуна, семь кадушек, два ведра, корец***, дойник, шесть глиняных горшков, четыре блюда, корыто, лампа, одна четвертная бутыль, мялка, две самопрялки, два гребня с донцами, два стана****, один стол, две лавки, конник, задник (всего четыре лавки), лохань, ухват (рогач), валек*, три сковороды, двое граблей, сито, два решета. Было убрано ржи восемнадцать копен с двух с половиной десятин земли, что равняется девяти четвертям, проса две четверти, картошки двенадцать четвертей, овса копен восемь.

(* Стригун - годовалый жеребенок, которому обычно подстригают гриву.

** Веретье - грубая ткань, употребляемая при сушке хлеба, при пере возке в снопах легко осыпаюшеroся хлеба.

*** Корец - ковш для воды или кваса.

**** Стан - здесь: ткацкий станок.

* Валек-массивный, изогнутый кверху деревянный брусок с короткой

рукояткой; служил не только для обмолота льна, но и для выколачивания белья во время стирки и полоскания, а также для беления готового холста).

Стоимость крестьянского имущества

Изба каменная От 100 до 200 рублей (Можно и в 40 руб. избу поставить, но будет уж очень плохая
Изба деревянная От 50 до 120 рублей
Изба- мазанка От 20 до 30 рублей
Амбарчик («хатка») От 15 до 30 рублей
Сенца рублёные От 10 до 20 рублей
Двор От 30 до 45 рублей
Рига От30 до 50 рублей
Телега От 12 до 16 рублей
Соха До 5 рублей
Сбруя От 7 руб. 50 коп. до 10 руб.
Борона До 80 коп.
Цеп До 15 коп.
Коса До 1 руб. 50 коп.
Топор От 50 коп. до 1 руб.
Сани От 3 руб. до 5 руб.
Дуга От 1 руб. до 2 руб.
Грабли От 15 коп. до20 коп.
Веретьё До 1 руб. 50 коп.
Сечка для капусты До 15 коп.
Скребка До 40 коп.
Лопата От 20 коп. до 40 коп.
Ведро До 50 коп.
Корец (ковшик) До 15 коп.
Дойник глиняный До 10 коп.
Горшки глиняные От 10 коп. до 20 коп.
Чугун От 60 коп. до 1 руб.
Блюдо глиняное До 10 коп.
Кадушки От 80 коп. до 3 руб.
Корыто От 50 коп. до 90 коп.
Лампа До 50 коп.
Четвертная бутыль До 20 коп.
Лохань деревянная До 70 коп.
Мялка До 1 руб.
Самопрялка До 1 руб. 10 коп.
Гребень с донцем До 90 коп.
Стан с бердами, челноком и подножками До 3 руб. 55 коп.
Стол До 3 руб.
Лавка До 1 руб.
Рогач До 25 коп.

Какое приданое взял Степан (отец Ивана) за Акулиной.

    Прежде за невестой никогда не брали денег. Брали за нею ее одежду: холсты (от пяти до двадцати холстов по тридцать-тридцать пять аршинов каждый), две- пять понев, четыре-шесть рубах, один или два ситцевых сарафана, постель (подушка из перьев, ватола, то есть одеяло), также разные предметы бабьего обихода-самопрялка, стан и т. Д., хотя вообще на приданое смотрели

мало, обращая главным образом внимание на физические свойства (здоровье) и способность к работе (уменье) будущей жены.

    Жених давал невесте «поклажу». Рублей десять-пятнадцать денег, овчинную шубу, поддевку из крестьянского сукна, коты, валенки, пуда два-четыре муки, меру круп, одно-два ведра водки.

    Теперь же за невестой берут деньги (рублей пять-десять), особенно если она отличается каким-нибудь недостатком: глуховата, или косая, или «стара», то есть порядочно старше жениха, или есть про нее слухи, что «гуляла». Холстов в приданое у невесты уже не бывает («льны нынешние годы не родятся», да и невесты «не такие пряхи, как в старину»). Зато теперь обращают внимание на то, хорошо ли одета невеста, есть ли у нее шерстяные сарафаны, «шаль», «ботинки», поддевка из тонкого сукна и т.д. Рубах требуется столько же, сколько и прежде. Понев уже не носят, зато постель лучше прежней: две подушки, одна из перьев, другая «хлопчатая» (из ваты), два одеяла: ватола и стеганое ситцевое одеяло. «Поклажи» невесте дают все меньше, и меньше. Иногда одну только шубу, а иногда, только рублей семь денег.

 svadba

А на этом фото столетней давности изображена деревенская свадьба. Судя по фотографии, на ней изображены отнюдь не бедные люди, можно даже сказать, что это богатая свадьба.  Почти у всех на ногах сапоги, хотя вплоть до Великой Отечественной войны многие крестьяне в деревнях ходили в лаптях и обмотках. Интересно смотреть как раньше одевались, какие прически и бороды носили. А жених совсем мальчишка, ведь раньше рано женились.

  Только невеста выглядит расстроенной, однако в то время не уместно было показывать радость и счастье... лучшее чувство- скромность и покорность. Ведь в то время у людей права выбора не было. Чего им радоваться, родители договорились и всё - вот вам новая семья.

    Крыша дома покрыта дощечками, это редкость в то время, обычно крыли дранками. Такое покрытие называется «гонт», ведь тогда не было ни шифера, ни железа в достатке, и поэтому в лесных районах крышу крыли таким образом.

bit

От описания крестьянского быта XIX века и начала XX века, перейдём к периоду коллективизации и Великой Отечественной войны.     

В книге «Доломит и Данков» (Липецк, ГУП «ИГ ИНФОЛ», 2002- 192 стр.), на страницах 127-128, С.Н. Дегтярёв пишет, что село Никольское (его родное село) было центром Никольского сельсовета. Оно названо так по Никольской церкви и известно по писцовым книгам с 1676 года. Престольный праздник Никола отмечается два раза в году: вешний- 22 мая, зимний-19 декабря. Село вольное, за исключением деревни Бугровки. В Никольский церковный приход входили деревни Кожухово, Бодяевка, Бугровка, Хохловка, Воробьёвка, Масловка, Большак, Стрекаловка, Задоновка, Ошанино. В 1876 г. в приходе было 190 дворов, 765 мужчин и 819 женщин. Грамотных было 250 мужчин и 75 женщин.

Село, расположенное по правому берегу Дона, посредине разделялось глубоким оврагом. В народе овраг называется Костречиха и делит село пополам на северную и южную части.

Северная часть села называется Буйский конец. Такое название часть села получила потому, что её заселял буйный народ, бежавший от властей после подавления крестьянских восстаний под руководством Степана Разина, Василия Уса и других воевод.

Деревня Бугровка была барская. После отмены барщины в 1861 г. барин ещё лет 10-15 имел влияние на своих крестьян. (Выделено авторами данной статьи).

Церковь в селе была деревянная. В 1915 г. начали сооружать кирпичную, возвели до окон 1 этажа. В таком положении церковь стояла до 1932 года. Достраивали в советское время по проекту школы. В 1936 году открылась двухэтажная средняя школа с контингентом более 550  учащихся, в этой школе учился будущий Герой Советского Союза Алексей Никанорович Захаров.

Во времена коллективизации в 1929- 1932 гг. на селе происходили сложное процессы по переделу земли.

Сельский церковно- приходской уклад начал изменять свои административно- территориальные границы. Теперь они устанавливались по колхозному признаку, а позже, при организации совхозов,- по границам совхозных земель.

В границах Никольского сельсовета было образовано восемь колхозов.

  1. «Красная горка»- д. Кожухово, 52 двора;
  2. «Тихий Дон»- д. Бодяевка, 32 двора;
  3. «Будь готов»- д. Бугровка, 38 дворов;
  4. «Донское побережье»- д. Масловка, 24 двора, д. Хохловка, 13 дворов;
  5. «Пятилетка» (позже переименован в им. Фрунзе)- с. Никольское (южная часть), 95 дворов;
  6. «Красная площадь»- с. Никольское (Буйский конец), 45 дворов, д. Большак, 12 дворов, д. Воробьёвка, 15 дворов;
  7. «Красный Восток»- д. Задоновка, 12 дворов;
  8. «Имени Ленина»- д. Стрекаловка, 33 двора, д. Ошанино, 14 дворов.

    Всего в восьми колхозах было более 4800 га пахотных земель. И пришёл крестьянин в колхоз с той же техникой, которой обрабатывал свои частные наделы: однолемешным и двухлемешным конным плугом, деревянной сохой, двухконными косилками системы «Дюринг» и «Маккорник», конными молотилками. Изменился только строй обработки земли- от единоличного к коллективному.

konn

Конная косилка- жнец фирмы MacCornic (Фото из сети Интернет)

konn1

(Фото из сети Интернет)

konn3

Конный плуг (Фото из сети Интернет)

vspashka

Вспашка конным плугом (Фото из сети Интернет)

vpashka2

(Фото из сети Интернет)

 

Академик Дмитрий Лихачёв в «Письмах о добром и прекрасном» так писал о крестьянском труде, и о русской природе: «Русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту русской природы. Он пахал землю и тем задавал ей определенные габариты. Он клал меру своей пашне, проходя по ней с плугом. Рубежи в русской природе соразмерны труду человека и его лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а потом снова вперед. Приглаживая землю, человек убирал в ней все резкие грани, бугры, камни. Русская природа мягкая, она ухожена крестьянином по-своему. Хождения крестьянина за плугом, сохой, бороной не только создавали «полосыньки» ржи, но ровняли границы леса, формировали его опушки, создавали плавные переходы от леса к полю, от поля к реке. Поэзия преобразования природы трудом пахаря хорошо передана А. Кольцовым в «Песне пахаря», начинающейся понуканием сивки:

Ну! тащися, сивка,                                                                                                                                                               

Пашней, десятиной,

Выбелим железо

О сырую землю».

 

lulka

 

С изменением уклада жизни села стали изменяться и местные культурные традиции. Наряду с престольными религиозными праздниками стали отмечать новые советские праздники: 1 Мая- день международной солидарности трудящихся и главный праздник года- 7 ноября- годовщину Великой Октябрьской социалистической революции. В отличие от религиозных, советские праздники организовывались по определённой программе под руководством руководителей колхоза. Обычно празднество происходило так: с окраины села несколько человек с красными флагами, гармошкой, с пением революционных песен шли по селу, и к ним примыкали люди из каждого дома. Колонна увеличивалась, увеличивалось количество флагов, плакатов, гармошек. Громче и веселее пелись песни.

  Колонны со всех колхозов стекались на площадь к сельскому Совету. Здесь проходил торжественный митинг. На митинге выступали руководители колхозов, передовые колхозники, комсомольцы, представители района. После митинга проводился концерт художественной самодеятельности местных, или приезжих артистов. Затем колонны расходились к своим правлениям колхозов, где к этому времени уже были накрыты праздничные столы. Праздник продолжался допоздна.

   С 1936 года вспашка земли в колхозах и уборка хлеба стали выполняться тракторами, комбайнами и другой техникой из Сторожевской МТС.

kolhozprazdnik

Сергей Васильевич Герасимов
Колхозный праздник  [1937] 

dev

Девушки голубушки...

Автор: неизвестен. Год: 1923. Издательство: Государственное издательство

Место публикации: Москва; Петроград.

Лидия Яковлевна Дегтярёва (девичья фамилия Ребрикова) (1929- 2008), жена краеведа С.Н.Дегтярёва (1929- 2010), имеет самое непосредственное отношение к деревне Масловка. С трёх лет  Лида воспитывалась в Данковском детском доме, а в возрасте пяти лет её удочерил житель деревни Масловка Ребриков Яков, который дал ей свою фамилию и отчество. В деревне Масловка прошли все детские годы Лиды. Лидия Яковлевна окончила Никольскую семилетнюю школу, работала в колхозе в родной деревне. В 1948 году вышла замуж за Дегтярёва Сергея Николаевича, с которым счастливо прожили в браке почти 60 лет, родили и воспитали троих прекрасных детей: сына Николая 1962 года рождения, и двух дочерей- Антонину и Нину, 1952 года рождения.

    Лидия Яковлевна прожила большую трудовую жизнь. С 1955 года, на протяжении 8-ми лет проработала на Данковском щебзаводе (впоследствии, Данковский доломитный комбинат- одно из крупнейших промышленных предприятий города Данкова), а затем, в течение 25 лет она работала на Данковской ТЭЦ, причём практически всё время на одной должности: дежурной главного щита управления. Лидия Яковлевна добросовестно трудилась все эти годы, о чём говорят её многочисленные награды: грамоты, благодарности, медали.

deg

Супруги Дегтярёвы: Сергей Николаевич и Лидия Яковлевна.

Сын Лидии Яковлевны, Николай, рассказывает со слов своих мамы и папы о тяготах и испытаниях, которые выпали на долю «детей войны», к которым относятся его родители. «На плечи ребят от десяти лет и до призывного возраста, легла вся тяжёлая работа по вспашке земли, севу зерновых вручную, косьбе хлебов крюками (коса, оборудованная для кошения хлебов) и другие работы.

    Девушки пололи просо, вязали снопы, укладывали их в крестцы. Крестцы возили и укладывали в скирды, которые в течение всей зимы молотили ручными цепами.

   Зерно в фурах, запряжённых быками, возили в Требунскую церковь и по деревянным настилам носили аж под своды церковного купола».

svid

Первая страница свидетельства о браке супругов Дегтярёвыx

svid1

trud

Из трудовой книжки Дегтярёвой Л.Я.

Как известно, Данковский район был образован 30 июля 1928 года в составе Центрально- Чернозёмной области (ЦЧО) и до 1930 года входил в Козловский округ. После разделения ЦЧО 31 декабря 1934 вошёл в состав Воронежской. А 26 сентября 1937 года- во вновь образованную Рязанскую области. После образования 6 января 1954 года Липецкой области включён в её состав.

     И практически все эти годы район имел свой печатный орган. С 15 сентября 1930 года по 3 января 1932 года газета выходила под названием «Красный Дон», и являлась органом Данковского райкома ВКП (б), Райисполкома и Райпрофсовета. С 11 января 1932 года по 25 января 1953 года газете выходила под заглавием «За социализм», с 1955 года по 18 апреля 1962 года- «За коммунизм», а с 24 февраля 1963 года по настоящее время газета выходит под названием «Заветы Ильича».

gazeta

На фото – часть 1 страницы газеты «За коммунизм» (№ 2 от 5 января 1955 года).

У одного из авторов данной статьи в личном архиве имеются первые 18 номеров газеты «Красный Дон». И в первом же из них (№ 1 от 15 сентября 1930 года) в оперативной сводке упоминается Бугровский сельский совет, в состав которого, в частности, входили сёла Масловка и Бугровка.

«Бугровский сельсовет выполнил годовой план хлебозаготовок на 2,8 процентов. За время с 1 по 10 сентября по сельсовету заготовлено только 51, 25 центнеров хлеба».

    Подобные сводки публикуются практически в каждом номере газеты. Вот выдержка из ещё одной из них, касающаяся Бугровского сельсовета, дела у которого по хлебозаготовкам шли, прямо скажем, неважно.

gazeta1

gazeta2

На фото – часть 1 страницы газеты «Красный Дон» (№ 15 от 7 декабря 1930 года).

А теперь позвольте представить вашему вниманию подборку статей из газеты «Красный Дон» на различную тематику, отражающую жизнь колхозной деревни того времени.

 № 2, от 22 сентября 1930 года, стр. 4, НАМ ПИШУТ. «Уберите колокольню».

      «В Данкове около бывшего собора стоит древняя стосаженная колокольня, в нижнем этаже которой помещается кузница профтехшколы.

     С колокольни осыпается штукатурка, а местами даже летят и кирпичи. Для предупреждения несчастных случаев профтехшколе надо немедленно снести колокольню или хотя бы три яруса.

                                                              М.Игнатов.

№ 3, от 28 сентября 1930 года, стр. 3, «УДАРНИКИ ВСЕОБУЧА».

«Говорят тридцать пять будущих сельских учителей:

     «Мы, учащиеся девятой группы школы- десятилетки с педуклоном с. Данкова (это не ошибка- Данков в ту пору был именно селом,- прим. авторов) считаем правильным решение Райкомитета по Всеобучу и Президиума РИК-а о нашем досрочном выпуске и использовании нас в деревне как просвещенцев.

    Мы заверяем нашу газету «Красный Дон», Райком партии и Рик, что все наши знания будут отданы на дело всеобуча и ликвидацию неграмотности.

    В первые ближайшие дни мы постараемся развернуть широкую массовую работу за колхозное строительство, за быстрейшее проведение хлебозаготовок, за реализацию займа «Пятилетка в четыре года».

    Вперёд, в деревню, на социалистическую реконструкцию сельского хозяйства, коллективизацию и ликвидацию кулака как класс, на проведение культурной революции- всеобуча, на борьбу с темнотой и невежеством.

   По поручению учеников 9-й группы: Фролов, Рыбников и Гвоздев».

№ 4, от 4 октября 1930 года, стр. 4, ПЕРОМ СЕЛЬКОРА. «Исправьте мост».

    «При Сторожевой слободе имеется мост через р. Вязовня. После половодья на нём не поставили перила. Недавно ночью упали в реку граждане Игнатов и Кузьмин, которые при падении получили повреждения и чуть не утонули. Кроме того, дорога, идущая на гору и мосту не исправна. Уже было несколько случаев поломки осей и колёс- при переезде.

  Техническая часть РИКа должна обратить внимание.                  СВОЙ».

Там же: «Прекратить матерщину».

    «В Берёзо- Высельском сельсовете председатель, заместитель и секретарь друг перед другом состязаются в том, кто лучше «пустит матом» на крестьян, приходящих в сельсовет.

    Нельзя ли осадить эту «троицу».                                    ПОСЕТИТЕЛЬ»,

(Года идут, а проблемы на Руси всё те же- прим. авторов)

№ 7, от 19 октября 1930 года, стр. 4, ПЕРОМ СЕЛЬКОРА. «Хлеб на самогон».

   «Деревня Зашево особенно славится выделкой самогона. Как только уберут хлеб, начинается варка самогона.

   Недавно в одну ночь отобрали 5 самогонных трубок, аппарат и вылили несколько кадок с закваской.

    Одним налётом ограничиваться нельзя, милиции следует повести систематическую, жестокую борьбу с самогонщиками.               С»

№ 9, от 30 октября 1930 года, стр. 3, «К 7 ноября ни одной молчащей радио установки».

    «По нашему району имеется до 20 общественных громкоговорящих установок. Большинство из них- молчат. Задача всех общественных, профсоюзных и советских организаций оживить эти установки к 7 ноября. Приобрести батареи и исправить приёмники.

     Для исправления приёмников надо обращаться в Райком к тов. Лукьянову, который будет направлять приёмники для исправления».

Там же, стр. 1, «Переключиться на ударные темпы».

     «Срок окончания хлебозаготовок истекает. Решением партийных и советских органов окончание работы по хлебозаготовкам перенесено до 7 ноября. Это значит, что к 13-й годовщине Октябрьской революции план хлебозаготовок должен быть выполнен полностью.

    Публикуемая сегодня сводка, не даёт ещё ясной картины о ходе хлебозаготовок, так как в неё не вошла последняя пятидневка октября, но всё же надо сказать, что для окончания хлебозаготовок, для полного выполнения годового плана- всю работу надо переключить на ударные темпы.

    До 7 ноября остались считанные дни, в течение которых и уполномоченные РИКа, и сельсоветы и комиссии содействия должны напрячь все усилия для того, чтобы закончить работу по хлебозаготовкам.

   Особое внимание должно быть обращено на выполнение кулацкими хозяйствами твёрдых заданий.

   Никаких поблажек кулачеству. Чёткая, ударная работа по выполнению самообязательств середняками- вот что должно быть поставлено во главу угла работы остающихся дней».

№ 13, от 25 ноября 1930 года, стр. 3, «Учащиеся Пушкарской школы помогают государству».

  Учащиеся Пушкарской школы 1-й ступени приобрели займа «Пятилетка в 4 года» на 15 рублей.

   Кроме того, школой собрано металлического лома- 273 кг. Школьники вызывают последовать своему примеру Стрелецкую, Казачью и Богословскую школы».

№ 12, от 20 ноября 1930 года, стр. 1, «КАРТОФЕЛЬ ГИБНЕТ. Немедленно закончить хлебозаготовки. Дорог каждый час. Организовать непрерывную возку. Объявлена трудгужповинность».

   «Перелома в картофелезаготовке всё ещё нет. По состоянию на 15 ноября выполнено только 41 процент общего районного плана, а на 10 ноября было 40 процентов. Таким образом «рост» на 1 процент.

   Куда годятся такие темпы? Начались заморозки и картофелю грозит гибель. Промышленные центры нуждаются в овощах.

   Райисполком ввёл трудгужповинность.

   Надо немедленно организовать непрерывную возку картофеля и предотвратить угрозу гибели овощей».

№ 11, от 14 ноября 1930 года, стр. 4, «Чествование лучших».

     «На торжественном заседании, посвящённом XIII годовщине милиции председатель РИКа т. Масберг зачитал решение Райисполкома о награждении лучших работников подарками, которые под гром аплодисментов розданы работникам милиции.

Дыхнилкину М.А.- револьвер- браунинг. Гуляеву Ф.П.- зимнее пальто.  Баловневу Г.И.- зимнее пальто.   Лёвину И.И.- плащ.  Колпакову А.В.- плащ.   Зайцевскому А.А.- плащ. Манаеву И.И.- суконные брюки.   Ковешникову И.И.- суконные брюки.  Попову В.П.-  суконные брюки». (Так что, знаменитые «красные революционные шаровары»- это не выдумка, товарищи- прим. авторов).

№ 15, от 7 декабря 1930 года, стр. 4, «Требуют расстрела вредителей».

      «Общее собрание членов колхоза «Красный Дон» в ответ на вредительство прихвостней империализма постановило организовать ячейку Осоавиахима и выделить в яровом клину 1 га посева, доход с которого пойдёт в фонд обороны.

     Кроме того, колхозники проводят сбор средств на постройку Эскадрильи «Наш ответ вредителям».

    В резолюции колхозники заявляют: -«Мы требуем для вредителей высшей меры наказания- расстрела и в случае нападения империалистов, все как один пойдём на защиту Советского правительства, на защиту завоеваний Октября».

    Колхоз «Искра» в Ответ на подготовку интервенции организовал красный обоз, которым вывез на элеватор 300 п. ржи и 200 п. овса.

   Кроме того, в колхозе организована ячейка Осоавиахима».

     И вновь процитируем «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Лихачёва: «Для русских природа всегда была свободой, волей, привольем. Прислушайтесь к языку: погулять на воле, выйти на волю. Воля – это отсутствие забот о завтрашнем дне, это беспечность, блаженная погруженность в настоящее.

  Вспомните у Кольцова: Ах ты, степь моя, Степь привольная, Широко ты, степь, Пораскинулась, К морю Черному Понадвинулась!  

У Кольцова тот же восторг перед огромностью приволья.

    Широкое пространство всегда владело сердцами русских. Оно выливалось в понятия и представления, которых нет в других языках. Чем, например, отличается воля от свободы? Тем, что воля вольная – это свобода, соединенная с простором, с ничем не прегражденным пространством. А понятие тоски, напротив, соединено с понятием тесноты, лишением человека пространства. Притеснять человека – это лишать его пространства в прямом и переносном смысле этого слова.

     Воля вольная! Ощущали эту волю даже бурлаки, которые шли по бечеве, упряженные в лямку, как лошади, а иногда и вместе с лошадьми. Шли по бечеве, узкой прибрежной тропе, а кругом была для них воля. Труд подневольный, а природа кругом вольная. И природа нужна была человеку большая, открытая, с огромным кругозором. Поэтому так любимо в народной песне полюшко-поле. Воля – это большие пространства, по которым можно идти и идти, брести, плыть по течению больших рек и на большие расстояния, дышать вольным воздухом, воздухом открытых мест, широко вдыхать грудью ветер, чувствовать над головой небо, иметь возможность двигаться в разные стороны – как вздумается.

На протяжении многих лет признанной красавицей русских лесов считается береза. Эта красавица стройна и хороша в любое время года. Её тонкие, длинные ветви и раскидистая, кудрявая крона придают дереву неповторимое очарование. Наши предки пели о березе песни, ей посвящено множество русских народных сказок, былин и преданий, художники изображали эту красавицу на своих картинах.

Актёр, поэт- песенник Олег Милявский написал проникновенное стихотворение «Любите Россию».

Колышет березоньку ветер весенний, 
Весёлой капели доносится звон... 
Как будто читает поэму Есенин 
Про землю, в которую был он влюблен.

Про белые рощи и ливни косые, 
Про жёлтые нивы и взлет журавлей. 
Любите Россию, любите Россию, 
Для русского сердца земли нет милей.

Нам русские песни с рождения пели. 
Нас ветер России в пути обнимал. 
Когда вся Россия надела шинели, 
Нередко, бывало, солдат вспоминал:

И белые рощи, и ливни косые. 
И мысленно детям своим завещал: 
Любите Россию, любите Россию - 
Россию, которую я защищал.

Кто Русью рождённый, в Россию влюблённый, 
Тот отдал ей сердце и душу свою. 
Пред ней, величавой, склоняюсь в поклоне, 
О ней, о России, я песню пою.

Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и радость весны.
Любите Россию, любите Россию!
И будьте России навеки верны!

ПРОДОЛЖЕНИЕ  СЛЕДУЕТ…

        Иван Малюков- председатель правления общества краеведения Данковского района, Павел Усов- заместитель председателя.